15:52, 15 июля 2017
Каналу имени Москвы 80 лет
Каналу имени Москвы 80 лет

15 июля исполняется 80 лет каналу имени Москвы. Это уникальное гидротехническое сооружение, соединив глубоководным путем Москву-реку с Волгой, превратило столицу в порт пяти морей, обеспечило ее ценнейшим природным и транспортным ресурсом.

Сегодня Канал имени Москвы – это 12 субъектов РФ (Москва, Подмосковье, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, Нижегородская и Ивановская области), 3842 км внутренних водных путей, в том числе 88 км по городу Москве и 484 км – по Московской области.

Для жителей и гостей Химок канал уже давно стал одним из символов городского округа. Прогулки по благоустроенным набережным, захватывающие и романтические виды на проплывающие торговые суда, баржи, туристические теплоходы и яхты — неотъемлемая часть культурного отдыха, особенно в летний период, когда открыта навигация.

Канал имени Москвы является уникальным гидротехническим сооружением – единственным в мире по своему инженерному исполнению, размерам и мощностям. Протяженность рукотворного русла составляет 128 км. Из-за трудных условий рельефа канал построен в виде лестницы с гигантскими водяными ступенями, ограниченными шлюзами. Для перекачки воды с одной ступени на другую устроены насосные станции, которые поднимают ее на высоту 38 м.

Канал имени Москвы является одной из важнейших магистралей страны, соединяющей столицу и Московскую область с крупными экономическими районами Европейской части России. Ежегодно по водным путям Канала имени Москвы проходит более 100 тыс. судов и совершается свыше 50 тыс. шлюзований. Помимо товаров и туристов, по каналу в столицу попадает другой ценный груз – вода.

— Сложно себе представить, но Москва-река практически на 80% состоит из Волги. Она поступает через сложную систему гидроузлов и сливается с Москвой-рекой. Столица ежесекундно расходует 10 куб. м воды, а принимает через Канал 35 куб. м, или около 1,5 млрд «кубов» в год. Если бы не вода, поступающая по каналу, Москва столкнулась бы с масштабной экологической и техногенной катастрофой: в начале 1930-х годов Москва-река настолько обмелела, что у Кремля ее можно было перейти вброд, — отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.

Канал имени Москвы решает несколько крупных задач, среди которых водоснабжение столицы, выработка электроэнергии, развитие туристической инфраструктуры и даже санитарное обводнение Москвы-реки и ее притоков.

При поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта руководство ФГБУ «Канал имени Москвы» занимается комплексной модернизацией и перевооружением гидротехнических сооружений и объектов инфраструктуры. Это позволит раскрыть и увеличить имеющийся потенциал.

Источник материала admhimki.ru